Песнь льда и пламени.
Рекорды скорости и история транспорта неотделимы друг от друга. В каждом новом рубеже – талант конструкторов, мужество пилотов и много-много удачи. Земля, вода, воздух – свое превосходство доказывают во всех стихиях. А как насчет льда? «Байкальская миля» – уникальная российская инициатива Сергея Мальцева из Fine Custom Mechanics и Дмитрия Хитрова. Это как знаменитая «Неделя скорости» на озере Бонневиль, но с уникальным колоритом. Узнав об этом событии, мы не могли не поучаствовать в нем – и отправили на лед Байкала Евгения Пятигорского на BMW S 1000 RR и Романа Солдатова на BMW R nineT Racer.
Такого по масштабу мероприятия на льду не делал еще никто. И это – настоящая Terra Incognita для всех участников. Вся подготовка мотоциклов свелась к установке шин с самодельными шипами, а подбор экипировки свелся к тем моделям, которые подойдут для непредсказуемой погоды на Байкале. Знаний – ноль. Зато впечатлений после заездов хватит на целую жизнь. Евгений Пятигорский рассказывает, как он чуть было не установил рекорд скорости и о лопнувшем колесе на скорости за 250 км/ч:
По льду на шипованных шинах я ездил только один раз в Подмосковье, но это было совсем не то – прежде всего, не те скорости. Но всегда было интересно! Идея «Байкальской мили» мне понравилась сразу. Когда я впервые услышал о подготовке этого мероприятия – а это было, наверное, с год назад – я в тот же момент решил, что обязательно поеду! Даже если не получится участвовать, поеду хотя бы посмотреть! Но в итоге звезды сложились так, что мы поехали участвовать.
Энтузиазм переполнял и меня, и Рому. Прилетев, мы тут же поехали ездить. Просто по озеру – трасса была еще не готова. И сразу же поняли, что это страшно. Лед – он разный. Он странный. Он не ровный – это не идеальная плоскость, как на хоккейной площадке, а причудливые волны. На его поверхности постоянно трещины, какие-то снежные шапки.
Шип работает только на чистом льду. Когда мотоцикл едет по участку, припорошённому снегом, шип почти не достает до льда – и ты сразу же получаешь пробуксовку. Ощущения похожие, как едешь на GS по скользкой траве и мотоцикл чуть гуляет под тобой – только скорость намного выше. Первый день мы разогнались километров до 80 в час и решили, что 150-160 километров в час – это тот рубеж, на котором мы сломаемся морально.
А за день до нашего приезда на Байкале произошло небольшое землетрясение. Появились трещины, «ступеньки» и профиль: после середины трассы мотоцикл ощутимо вело вправо, а ближе к концу – влево. Причем бороться с этим было почти бесполезно: шипы на колесах весили много и приводили к большому гироскопическому эффекту. Максимум, что ты можешь сделать – чуть погасить эффект «подруливания», но не побороть его. Поэтому побороть надо было себя – и научиться не сбрасывать газ, когда мотоцикл перестает ехать прямо.
Но на следующий день – а это была официальная разминка, – мы устроили импровизированный «дрэг-рейсинг» с другими учасстниками. Мы попарно стартовали «ходом» с другими участниками на мотоциклах – и вот здесь соревновательный дух победил страх! Боишься, не боишься – а через финишный створ ты хочешь проехать первым! Скорость на финише трассы была порядка 140 километров в час. И хотя никаких призов за победу в «дрэге» не было, мы стали чуточку смелее.
Первый «официальный» заезд утром – и сразу около 170-180 километров в час. Мы поняли, что можем ехать быстрее. Днем – вторая попытка: я еду уже больше двухсот. Еще страшно, но каждый следующий километр за рулем мотоцикла рождает уверенность. И новые эмоции.
Эмоции трудно передать словами. Голова идет кругом. Первое – ты едешь по Байкалу. Второе – ты едешь по Байкалу на мотоцикле. Третье – ты едешь по Байкалу на мотоцикле со скоростью за двести! Красиво. Интересно. Страшно. Три эмоции, смешанные в гремучей пропорции, и формируют те уникальные ощущения, которые невозможно поставить в один ряд ни с чем.
А в воскресенье страх куда-то делся. Мы поехали самыми первыми – по еще чистой и ровной трассе. На утреннем заезде я разгонялся до 224 километров в час. Это был пристрелочный заезд, в котором мы хотели посмотреть, как держит лед. Во время пристрелочного заезда шипы цеплялись за лет отлично! Второй заезд мы решили гнать на всю катушку. У Ромы все прошло хорошо – он показал 202 км/ч, а я… Телеметрия мотоцикла на первой попытке показывала, что заднее колесо вращалось со скоростью 272 км/ч. А второй – оно просто не выдержало и… взорвалось. Бах!
Справедливости ради, все к этому шло. Днем ранее у одного из участников тоже лопнуло колесо на большой скорости. И я в принципе понимал, что такое может случиться и со мной. Но… хотелось. Хотелось поставить рекорд! В последний день психологически комфортной скоростью уже была 180-200 километров в час, а все то, что выше, длилось секунд 15-20. Я решил для себя – перетерплю, зажмурюсь, переживу. Сожму волю в кулак и сделаю это! Но за 40-50 метров до створа, в котором фиксировалась скорость, колесо взорвалось, и влетел в него я намного медленнее. Рекорда не вышло, но в этот момент важнее было удержать мотоцикл и не упасть.
Эмоций не было – все случилось слишком быстро. Мотоцикл не сильно кидало – за счет массы шипов гироскопический момент был огромен, переднее колесо вело себя очень стабильно. Заднее, лопнувшее – хуже, чуть разматывало. Но шипы так или иначе цеплялись за лед, да и мой опыт езды по бездорожью помог компенсировать заносы: все это было похоже на езду с небольшой скоростью по скользкой поверхности, например глине.
Скорость падала. Я понимал, что когда она будет в районе 100 километров в час, разматывать мотоцикл начнет все сильнее и сильнее. Я понимал, что в какой-то момент скорее всего упаду. И уже прикидывал заранее, как и куда падать. Вспомнил дежурную шутку «Байкальской мили», что если упадешь, то будешь скользить вместе с мотоциклом по льду до самого Иркутска.
Но – обошлось.
Наши официальные результаты: моя скорость на BMW S 1000 RR – 223,408 км/ч, скорость Ромы Солдатова на BMW R nineT Racer – 202,463 км/ч. Но это только начало. Я точно знаю, что обязательно вернусь сюда.
«Байкальская миля» получилась очень интересной. Ребята пригласили интересных людей на интересных мотоциклах. Это действительно «Русский Бонневиль». Атмосфера тут точно такая же. Соревновательный дух присутствовал только во время заездов, а в остальное время мы помогали друг другу – помогали советом, ремонтировали чужую технику. Тусовка получилась невероятной разношерстной: спортсмены, стантеры, автомобилисты, дрифтеры, багги – кого там только не было. Я знаю многих людей из мототусовки – но на Байкале я знал единицы! Мы все приехали из разных точек страны, но все эти дни мы были на одной волне. «Байкальскую милю» не хочется называть спортивным мероприятием: на мой, взгляд, тут очень правильный баланс собственно спорта и фестиваля. Хочу ли я видеть здесь больше спортивной составляющей? Нет. Это фестиваль скорости. Да, выиграть, показать рекордную скорость – это круто. Но еще более правильно и круто – это собрать интересную технику и достойно выступить на ней. Доказать не только то, что ты самый быстрый, а доказать, что ты что-то сделал: быстрое, громкое, красивое. У Ромы был самый стильный и громкий мотоцикл. Когда мы его заводили, на гром титанового выхлопа сбегались все!
Вечером ради красивых кадров мы поехали по льду озера в сторону заката, уехав от берега километров на 15. Уже не было видно уже нашего лагеря, только лед и горы на горизонте. Огромное солнце садилось прямо в Байкал, и мы ехали ему навстречу. Это было настолько здорово, что на следующий день, уже без задачи сделать фотографии, уставшие, мы решили это повторить. Уже для себя. Потому что хочется вернуться. И мы обязательно сделаем это в следующем году.